Есть во французской коммуне Лимузен деревенька, о которой мало знают туристы и которая существует в своем первозданном виде во многом благодаря созданной в стране в 1982 году ассоциации "Самые красивые деревни Франции". Это объединение появилось для того, чтобы сохранить и показать другим свои сокровища - забытые деревни среди красивейшего ландшафта, имеющие определенное культурное или историческое прошлое. Были выбраны более ста пятидесяти деревень, а критерии вступления в ассоциацию весьма простые, в том числе: не более двух тысяч жителей, сохранение ландшафта, запрет на строительство крупных зданий. Кстати, подобные ассоциации есть в Испании, Италии и даже в Канаде.
Коммуна Лимузен - это, можно сказать, "сердце" средней Франции. Столица - город Лимож. В Лиможе в 1841 году родился Огюст Ренуар, который именно здесь делал первые шаги в живописи. Клод Моне тоже был очарован диковатыми пейзажами этой малонаселенной земли. Да и сейчас едешь-едешь и кажется, что никого вокруг нет и неизвестно для кого построены такие шикарные дороги.
Деревня Колонж-ле-Руж как раз-таки и находится в стороне от массового туризма, хотя неумолимая статистика говорит, что сейчас эту забытую Богом деревню посещает более 800 тысяч туристов в год. Еще эту деревню называют Красной, поскольку все строения здесь из красного кирпича.
Мы приехали сюда в конце июня и местами бродили совсем одни. Лишь в ресторанчике оказалось несколько человек. Нам повезло, потому что настоящий сезон начинается с 1 июля и тогда сюда наезжает много любителей средневековой архитектуры.
В этой деревушке в 16 веке жил писатель Генрих Жувенель, имя которого нам ничего не говорит, если мы не профи. Есть тут старинная пекарня, построенная в 16 веке, а в местной церкви 12 века молились и протестанты, и католики. И ничего - места всем хватало, не ссорились.
Многочисленные башенки и узенькие, вымощенные булыжником улочки, непонятные растения, которые вовсю пробиваются сквозь красный кирпич, - все это настрагивает на неспешное созерцание.
Под это созерцание "заточён" нынче и местный маркетинг: магазинчики и ресторанчики на каждом углу, цены повыше, чем в Париже (кроме еды), но туристы с легкостью оставляют здесь денежку, потому что думают: а вдруг сюда больше не вернешься, так что нужно на память купить сувенирчики. Свежий хлеб, трюфели, гусиная печень, роскошные десерты, простой домашний сервис без напряга, даже уличные музыканты - ходи и отдыхай душой. И не думай о бренности жизни, о суете большого города, вообще здесь сложно думать, здесь хочется расслабляться и бесконечно ценить каждый глоток воздуха, каждую травинку, каждую минутку.
Мои друзья-французы, заметив, что я не то заскучала, не то задумалась, спросили, в чем дело.
Да досада меня взяла: почему бы и нам не создать такую ассоциацию, почему бы не заняться красивыми деревеньками и не выставить их напоказ всем. И зарабатывать деньги. Тоже всем. Нам есть чем гордиться, а то устраиваем порой пышные никчемные фестивали, качаем деньги со спонсоров, а красота, небось, валяется у нас под ногами в каждом регионе нашей необъятной России. Разве не так?
Галина Мумрикова